Дневник развития ребенка

Дневник развития ребенка
метод исследования детского развития. Д. р. р. представляет собой повседневные записи общего психического развития ребенка или развития отдельных функций и свойств детской личности. В психологической науке наиболее известны дневники развития детей от 0 до 7 лет. Эти профессиональные записи дают возможность выявить особенности развития речи, познавательных процессов, а также личностных особенностей конкретного ребенка. Прослеживание пути психического развития ребенка позволяет выявлять, подтверждать и уточнять не только общие закономерности развития, но и представлять многообразие индивидуального пути личности. Кроме того, Д. р. является документом, отражающим историческое время, преломленное детским сознанием, что дает уникальную возможность выявлять и сопоставлять картины мира детей, живущих в разные эпохи. Д. р. дает неисчерпаемый в своем многообразии материал индивидуального пути человека в детстве. В пределах одного возраста просматривается такое обилие индивидуальных вариаций развития, что каждый новый дневник проясняет новые оттенки на, казалось бы, давно известные и изученные факты. Д. р. представляет собой хронологические записи, выдержанные в системе и неоценимые по своему познавательному значению. Если они при этом облачены в достойную этого материала форму, то их можно рассматривать как редкий документ индивидуального становления человека в самый ответственный период жизни — в детстве. Для психологической науки важно, чтобы Д. р. вели пристрастные любящие родители, бабушки и дедушки, которые одновременно сочетают в себе профессионального исследователя. Но и в подобных случаях автор должен найти ту единственную меру, которая обеспечит гармоническое слияние исследователя, способного контролировать свои наблюдения в контексте поставленных научных целей, и человека, причастного к уникальному развитию и разнообразным проявлениям ребенка. Особенная ответственность ложится на исследователя, берущего на себя задачу наблюдения за этапами развития детской личности. Исследователь ратует за выявление тонкой рефлексии и мотивации ребенка, определяющих его поведение, за прослеживание движения, позитивных достижений и негативных образований развивающейся личности, находя при этом общевозрастные тенденции и уникально личностные особенности. Одновременно близкий ребенку человек выступает в ипостаси (ответственного за благополучие будущего отрока, молодого человека, взрослого) цензора. Именно взятие на себя ответственности за научную достоверность дневниковых записей и за защиту прав ребенка и человека в лице того малыша, который становится объектом наблюдения. Человечное отношение к растущему, открытому для наблюдения всех душевных движений малышу — непременное условие, исполнение которого дает право ученому приступить к столь многотрудному научному подвигу — ведению дневника развития детской личности. Есть и другая сторона в ведении Д. р. Ребенок рано или поздно узнает, что он является объектом специального внимания и его поступки: высказывания, чувства — описываются в дневнике. Здесь важно не спровоцировать малыша на демонстративное поведение, чтобы ребенок сохранил свою детскую естественность. В этом случае все зависит от самого исследователя — профессиональный психолог и любящий ребенка человек найдет нужную интонацию в обсуждении с малышом вопроса о значении для него самого дневниковых записей. В. С. Мухина

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Дневник развития ребенка" в других словарях:

  • МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — І. Общие принципы врачебного исследования. Рост и углубление наших знаний, все большее, и большее техническое оснащение клиники, основанное на использовании новейших достижений физики, химии и техники, связанное с этим усложнение методов… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • Детская речь — речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8 9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1 й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Менчинская Наталья Александровна — (1905–1984) российский психолог. Основная область исследования педагогическая психология. М. изучались закономерности усвоения знаний, обоснованы эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Менчинская, Наталья Александровна — (1905 1984)    Российский психолог, педагог.    Закончила Крымский педагогический институт (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2 м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила кандидатскую диссертацию по проблеме… …   Кто есть кто в российской психологии

  • Нефри́ты — (nephritis, единственное число; греч. nephros почка + itis) термин, объединяющий разные по происхождению воспалительные (иммуновоспалительные) двусторонние диффузные поражения почек. В зависимости от преимущественной локализации воспаления в… …   Медицинская энциклопедия

  • Документа́ция медици́нская — система документов установленной формы, предназначенных для регистрации данных лечебных, диагностических, профилактических, санитарно гигиенических и других мероприятий, а также для их обобщения и анализа. Во всех однотипных медицинских… …   Медицинская энциклопедия

  • МЕНЧИНСКАЯ — Наталия Александровна [2(15).1.1905, Ялта, 6.7.1984, Москва], психолог, ч. к. АПН СССР (1968), дер пед. наук (1952), проф. Окончила Крымский пед. ин т (1927). С 1930 работала в Уральском индустриально педагогическом ин те. С 1932 в Москве, в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕНЧИНСКАЯ Наталия Александровна — [2(15).1.1905, Ялта, 6.7.1984, Москва], психолог, ч. к. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1952), проф. Окончила Крымский пед. ин т (1927). С 1930 работала в Уральском индустриально педагогическом ин те. С 1932 в Москве, в Институте психологии; в… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»